Информация о Декрете Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3
«О предупреждении социального иждивенчества»
Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет № 3) принят в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей.
Суммы сбора в соответствии с Декретом № 3 зачисляются в бюджеты базового уровня и бюджет г.Минска, что позволит увеличить ресурсную базу местных органов власти и направить дополнительные средства на решение актуальных задач, стоящих перед такими органами (пункт 6 Декрета № 3).
- лица пенсионного возраста;
- признанные инвалидами, недееспособными;
- граждане, которые фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней и другие (подпункт 3.1);
- граждане, которые за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения, в том числе путем осуществления им зачета налогов, сборов (пошлин), пеней в счет уплаты указанных налогов и (или) проведения взаимозачета указанных налогов, подлежащих уплате гражданами, и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед ними, в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода (подпункт 3.2).
Пунктом 5 Декрета № 3 в качестве участия граждан в финансировании государственных расходов предусмотрены не только периоды работы по трудовому договору (контракту) (подпункт 5.1), но и периоды самозанятости граждан. К ним можно отнести выполнение работ по гражданско-правовым договорам (подпункт 5.3), осуществление предпринимательской (подпункт 5.2), ремесленной (подпункт 5.8) деятельности, ведение личного подсобного хозяйства (подпункт 5.11), осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь (репетиторство, услуги по чистке и уборке жилых помещений, уход за взрослыми и детьми, услуги, выполняемые домашними работниками, а также некоторые другие виды деятельности) (подпункт 5.4), и иные виды деятельности.
Указанные периоды суммируются, если они не совпадают по времени. В случае совпадения по времени периодов, учитывается только один из таких периодов (пункт 6 Декрета № 3).
Порядок взимания сбора за 2015 год следующий.
Согласно пункту 9 Декрета № 3 подлежащая уплате сумма сбора могла быть уменьшена на 10 процентов в случае самостоятельного представления плательщиком сбора в налоговый орган с 1 августа 2015 г. по 31 мая 2016 г. уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году.
Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении сумм сбора в соответствии с нормами Декрета № 3. Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством (пункт 11 Декрета № 3).
Об изменениях, внесенных в Декрет № 3
Декрет Президента Республики Беларусь от 12 января 2017 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 1) разработан во исполнение поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 29 апреля 2015 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.
- проходил альтернативную службу – в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 года «Об альтернативной службе» (подпункт 5.5 пункта 5 Декрета № 3). Действие данной нормы распространено на отношения, возникшие с 1 июля 2016 г. (с даты вступления вышеназванного закона в силу);
- находился в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта (подпункт 5.20 пункта 5 Декрета № 3);
- к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании государственных расходов(подпункт 5.21 пункта 5 Декрета № 3).
- подпунктом 5.2 пункта 5 Декрета № 3, касающееся уплаты налогов за осуществление предпринимательской деятельности. Данное условие исключено в целях соблюдения единого подхода по признанию участвующими в финансировании государственных расходов граждан, осуществляющих трудовую и иную деятельность;
- подпунктом 5.7 пункта 5 Декрета № 3, касающееся срока уплаты сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма. В Декрете № 3 факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом. Это является достаточным условием.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» дополнены требования к периоду, когда гражданин, зарегистрированный в качестве безработного, признается участвующим в финансировании государственных расходов (подпункт 5.12 пункта 5 Декрета № 3). Безработные должны выполнять свои обязанности, а именно, формально не отказываться от предложенной работы, обращаться к нанимателям в установленный срок, участвовать в оплачиваемых общественных работах, качественно осваивать содержание образовательной программы обучающих курсов и др.
В Декрет № 3 внесены и другие, в том числе редакционные правки.